Консультант и клиент: кто есть кто?

Опубликовано Июн 23, 2014

Консультант и клиент: кто есть кто?

Какие же цели преследует консультант в своей работе? Их всего две: получение своей прибыли, выполнение обязательств перед своим клиентом. Но, стратегии здесь могут быть разными.

Здесь присутствуют два основных подхода:

У консультанта имеется высокая квалификация и богатый опыт, он знает, что и как необходимо сделать для увеличения эффективности бизнеса клиента. Часто предлагает свои готовые «апробированные» решения, а то, и свою корпоративную систему, способную решить все его проблемы.

Клиент отлично знает свой бизнес, проблемы и текущую ситуацию, где он оказался, он интуитивно чувствует, знает пути повышения его эффективности, однако не всегда может их формализовать, адекватно сформулировать поставленную задачу. А консультант лучше владеет методологиями повышения эффективности бизнеса. Но они лишь совместно смогут адекватно и четко сформулировать задачи, стоящие перед клиентом. Консультант создает необходимые условия для того, чтобы клиент сам смог сформулировать задачу, определять основные пути достижения желаемого результата, подчеркнуть основные этапы достижения поставленной цели. Консультант лишь выявляет и формализует задачу клиента, но никак не ставит эту задачу. Он лишь помогает клиенту осознать свои цели, причины удач и неудач.

455476Четко сформулированная и поставленная задача — это главное. Еще древнегреческий математик 2-й половины III в. Папп Александрийский говорил: «Считай сделанным то, что необходимо сделать».

Если задачу формулирует и ставит себе сам же консультант, то и исход очевиден. Если же задачу сформулирует и ставит клиент, то только в этом случае он сможет достичь необходимого результата.

Описанный в п.2 подход к возникшей проблеме считается коучингом. Он имеет множество определений. Одним из них является следующее: «Коучинг — это объединение партнеров, которые несут равную ответственность за данный процесс.

Это взаимодействие направлено на достижение поставленных целей, обозначенное клиентом еще в начале совместного пути. Коучинг – это движение, путь к желаемому результату, который клиент и консультант проходят совместе».

Соотношение вопросов консультанта и ответов клиента составляет примерно 5 на 95 процентов Ответы на все свои вопросы знает сам клиент. Но достаточно часто сформулировать их самостоятельно по различным критериям не может. Коуч не дает советов. Они внутри человека, — клиента, необходимо лишь помочь ему изложить их.

В этом взаимодействие консультанта выступает не в своей привычной роли, давая рекомендации и советы. Он лишь продвигает клиента к поиску требуемых решений.

А когда задача уже поставлена, консультант может показать, на что он способен как консультант, используя все свои знания и умения в решении задачи, поставленной клиентом. Здесь он уже может сказать, что и как надо делать для выполнения задачи клиента.