Реинжиниринг бизнес-процессов

Опубликовано Июн 18, 2014

Реинжиниринг бизнес-процессов

Любая компания в течение своей деятельности накапливает опыт в принятии решений и управлении. В результате выстраиваются цепочки стандартных бизнес-процессов, которые наиболее эффективны для решения поставленных задач.

Однако в современной экономике постоянными являются только изменения, динамика которых с каждым годом увеличивается. В итоге, те решения, которые работали в прошлом, могут не работать в будущем. Как результат, конкурентные позиции компании на рынке могут существенно ухудшиться. Одним из способов изменения бизнес-процессов, адаптированных  изменившимся условиями является реинжиниринг.

Реинжиниринг подразумевает радикальное изменения бизнес-процессов, по сути, выстраивание их с нуля. В рамках данного процесса строится новая модель функционирования компании, которая будет способна показывать результаты, недостижимые предыдущей моделью. Те посылки, на которых строились предыдущие решения — отбрасываются. Анализируется та ситуация, которая существует на сегодняшний день. Необходимо подчеркнуть слово – радикальные. Если компании требуются незначительные изменения, то реинжиниринг ей не подходит. Его необходимо использовать только в тех ситуациях, когда требуются действительно фундаментальные изменения.
РеинжинирингРеинжиниринг состоит из двух основных процессов:

  1. Исследование существующих бизнес-процессов (обратный реинжиниринг). В рамках данного процесса проходит анализ эффективности существующей модели и готовится информация для построения принципиально новой.
  2. Создание и построение обновленных бизнес-процессов, или прямой реинжиниринг. Данные процессы включают моделирование и внедрение созданных бизнес-процессов.

Для реализации реинжиниринга требуется значительные затраты времени и ресурсов. Также необходимо учитывать, что персонал компании не всегда приветствуют новшества и инновации. Существует риск того, что изменения будут просто саботироваться. Поэтому, для успешного проведения реинжиниринга важное значение имеет позиция руководства компании, которая должна отображать безальтернативность изменений.

Вторым фактором, который влияет на эффективность реинжиниринга, является инерция. Старые бизнес процессы могут постепенно вернуться и вытеснить вновь разработанные. Для того чтобы избежать таких последствий необходимо постоянно поддерживать и контролировать результаты изменений.